Е.И. Нейман, А.А. Слуцкий, Д.Ю. Бекишев и др., НЕДОПУСТИМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ В ПРАКТИКЕ РОССИЙСКОЙ ОЦЕНКИ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ П. 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА ОЦЕНКИ «ПРОЦЕСС ОЦЕНКИ» (ФСО III). НАУЧНО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

АННОТАЦИЯ

Настоящий доклад написан по итогам Круглого стола Союза Комитета по научным и методологическим вопросам в оценочной деятельности и Санкт-Петербургского научно – методического совета 04.07.2024 [1], на котором выступили авторы.

Проанализирована практика использования ложных информационных продуктов в оценке рыночной и иной стоимости в России. Показана недопустимость использования такого рода информационных продуктов в оценке и судебной экспертизе рыночной и иной стоимости по причинам нарушения целого ряда фундаментальных и методологических основ и принципов, что полностью лишает результаты оценки или экспертизы доказательственного значения.

Предназначен для оценщиков, преподавателей оценки, судебных экспертов, руководителей и экспертов саморегулируемых организаций оценщиков, работников правоохранительных и судебных органов, работников финансовых учреждений и Банка России, а также широкого круга лиц, в интересы которых входит оценка рыночной и иной стоимости.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Оценщикам Обратить внимание на то, что использование недопустимых источников информации может приводить и уже в некоторых случаях приводит к признанию результатов оценок недвижимости недостоверными, что влечет санкции к оценщикам вплоть до уголовной ответственности. Прекратить, как недопустимую, практику повсеместного использования недопустимых источников информации в оценке недвижимости. Перейти к оценке недвижимости на основании данных рынка, полученных собственными силами на дату оценки в месте расположения объекта оценки.
Преподавателям оценки Разъяснять в своих лекциях принципиальные отличия между источниками информации и особенности использования различных видов информации в оценке недвижимости. При подготовке учебных планов и программ в рамках курсов по оценке недвижимости предусмотреть включение разделов, касающихся анализа информации о рынке недвижимости, видов этой информации и допустимых способах ее обработки для целей оценки
Саморегулируемым организациям оценщиков Обратить внимание на то, что практика членов саморегулируемых организаций, заключающуюся в осуществлении оценок недвижимости на основании недопустимых источников информации является недопустимой практикой оценки. Организовывать проведение мероприятий среди своих членов по разъяснению позиции о допустимых и недопустимых источниках информации при проведении оценки недвижимости. Разработать и утвердить внутренние правила (методические рекомендации) о допустимых источниках информации при оценке недвижимости. Организовать широкое информирование своих членов о принятых документах.
Союзу Саморегулируемых Организаций Оценщиков Признать практику членов организаций, заключающуюся в осуществлении оценок недвижимости на основании недопустимых источников информации недопустимой практикой оценки. Принять единые для всех членов Союза нормы правил оценочной деятельности, запрещающие основывать оценку недвижимости на недопустимых источниках информации. Разработать проект методических рекомендаций с требованиями к информации и данным в оценке недвижимости (разработан). После разработки такого проекта обратиться к регулятору оценочной деятельности (МЭР РФ) с предложением принять методические рекомендации с требованиями к информации и данным в оценке недвижимости.
Министерству экономического развития РФ Обратить внимание на неприемлемость оценок, недвижимости, основанных на недопустимых источниках информации. Принять методические рекомендации с требованиями к информации и данным в оценке недвижимости, разработанный Союзом СОО
Финансовым организациям Обратить внимание на неприемлемость оценок, основанных на недопустимых источниках информации. Прекратить практику принятия отчётов об оценке, основанных на недопустимых источниках информации.
Банку России Обратить внимание на то, что оценка, основанная полностью или частично на недопустимых с позиций п. 10 ФСО-3 источниках, не позволяет получать достоверные и воспроизводимые результаты оценки. Признать неприемлемость принятия поднадзорными организациями отчётов об оценке, не основанных на самостоятельном анализе и расчете оценщиками влияющих ценообразующих факторов.
Государственным бюджетным учреждениям кадастровой оценки Обратить внимание на то, что оценка, основанная полностью или частично на недопустимых с позиций п. 10 ФСО-3 источниках информации, не позволяет получать достоверные и воспроизводимые результаты оценки. Признать неприемлемость принятия ГБУ отчётов об оценке, не основанных на самостоятельном анализе и расчете оценщиками влияющих ценообразующих факторов.
Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии Обратить внимание на то, что рыночная оценка, основанная полностью или частично на недопустимых с позиций п. 10 ФСО-3 источниках, не позволяет получать достоверные и воспроизводимые результаты оценки. Принять во внимание неприемлемость установления поднадзорными учреждениями кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, определённой в отчётах, основанных на недопустимых источниках информации. С целью соблюдения требований к проверяемости результатов кадастровой оценки внести в методические указания по ГКО нормы, запрещающие использование в ГКО непроверяемых, невоспроизводимых и недостоверных источников информации. Для возобновления доступа к отчетам, на основании которых уполномоченными учреждениями изменяется кадастровая стоимость, внести изменения в документы, регулирующие порядок рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, изменения, исключающие необходимость включения в тексты отчетов персональных данных. Предусмотреть, что документы, содержание персональные данные, должны прилагаться к заявлению на изменение кадастровой стоимости отдельно
Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Обратить внимание на то, что оценка, основанная полностью или частично на недопустимых с позиций п. 10 ФСО-III источниках, не позволяет получать достоверные и воспроизводимые результаты оценки. Признать неприемлемость принятия отчётов об оценке, не основанных на самостоятельном анализе и расчете оценщиками влияющих ценообразующих факторов.
Государственным судебным экспертным учреждениям и службам Обратить во внимание на неприемлемость основания судебных стоимостных экспертиз на недопустимых источниках информации, не соответствующих требованиям п. 10 ФСО III и не обеспечивающих выполнение требований ст. 8 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности» о проверяемости, научной основе и всесторонности судебных экспертиз
Органам судебной власти и правоохранительным органам Обратить во внимание на неприемлемость основания судебных стоимостных экспертиз на недопустимых источниках информации, не соответствующих требованиям п. 10 ФСО III и не обеспечивающих выполнение требований ст. 8 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности» о проверяемости, научной основе и всесторонности судебных экспертиз

[1] Запись и презентации круглого стола доступны по адресу https://cpa-russia.org/news-spo/2750/

Скачать полностью Доклад http://tmpo.su/wp-content/uploads/2024/09/Доклад-Версия-07.09.2024-с-Приложениями.pdf