При оценке таких специфических объектов, как средства размещения (отели), определение ставки капитализации представляет собой отдельную задачу. Особенно остро задача стоит в случае необходимости оценки средств размещения низкого класса, таких как базы отдыха и спортивно — оздоровительные лагеря.
Наиболее явным решением такой задачи является определение ставки капитализации единого объекта недвижимости – базы отдыха – на основании усреднённого отношения прибыли, которую приносят объекты того же сегмента рынка владельцам, к ценам их предложения на продажу.
Анализ рынка продажи баз отдыха в общероссийском масштабе показывает, что все регионы России можно разделить на две группы по прибыльности бизнеса баз отдыха – регионы с высокой инвестиционной привлекательностью, для которых характерны относительно высокие цены и, соответственно, относительно более низкая прибыльность , и все остальные регионы, для которых характерны относительно низкие цены и, соответственно, относительно более высокая прибыльность.
Далее приводится пример определения ставки капитализации баз отдыха и аналогичных объектов, расположенных во «всех остальных» регионах России.
На основании данных предложений о покупке готового бизнеса в категории «база отдыха», опубликованных на интернет- сайтах https://businessesforsale.ru/ , https://krasnoyarskiy-krai.doski.ru/ , https://alterainvest.ru/ , https://russia.bbport.ru/ , https://hakasiya.doski.ru/ была сформирована выборка из 35 баз отдыха, предлагаемых к продаже в качестве функционирующего бизнеса (см. табл.).
В том числе Астраханская обл – 3 шт., Челябинская обл — 3 шт., Алтайский край, Карелия, Нижегородская обл – по 3 шт., Псковская обл, Тверская обл, Ульяновская обл, Хакассия – по 2 шт., Горный Алтай, Татарстан, Башкортостан, Владимирская обл, Ивановская обл, Иркутская обл, Кировская обл, Красноярский край, Липецкая обл, Саратовская обл, Омская обл, Тюменская обл – по 1 шт.
Помимо цены предложения на продажу в указанных объявлениях имелась информация о фактической годовой прибыли до уплаты налогов на прибыль, которую объекты приносят продавцам и которую должны иметь потенциальные покупатели.