Слуцкий А.А. Требования к допустимости отчёта об оценке в контексте ст. 12 135 ФЗ и концепции доказательственной оценки

В случае, если признаётся, что в оценке должен исполняться Федеральный Закон об оценочной деятельности, и, в частности, его ст. 12, устанавливающая требования к доказательственному (а не сужденческому) характеру отчёта о оценке, то требование допустимости отчёта, как доказательства, подлежит безусловному и полностью определённому решению.
Здесь надо отдавать себе полный отчёт в том, что ограничиться только требованием к достоверности результата (иллюзии о чём были, в частности, и у меня) категорически не получится.
В то же самое время категорически нельзя допустить, и напротив, надо исключить такую ситуацию, когда исполнение / неисполнение требования к допустимости отдаётся на откуп очередным «суждениям», как это имеет место сейчас, поскольку в этом случае ни один отчёт об оценке не может быть гарантирован от признания его не допустимым доказательством.
Допустимое доказательство — доказательство, полученное в соответствии с законом. Не допустимое доказательство — доказательство, полученное с нарушением закона.
Требование к допустимости — требование к соответствию формы доказательства требованиям, предъявляемым к его форме.
Отметим, что везде в законодательстве и спец. литературе применительно к допустимости используется именно термин «закон», но не более широкое его понимание — «законодательство». При этом, Федеральные стандарты оценки, стандарты отдельных СРОО и иные релевантные документы, не являясь законом, включаются в законодательство. Однако, в силу того, что эти документы упомянуты в 135 ФЗ, как обязательные к исполнению, ситуация такова, что их нарушение — нарушение закона.
Тем не менее, большинство требований к форме отчёта об оценке установлено не в 135 ФЗ, а именно в этих документах.
В связи с этим имеется такое предложение.
Все требования к форме с исчерпывающим списком должны быть установлены строго в одном стандарте. Очевидно, что это стандарт «Отчёт об оценке». Его название должно быть дополнено словами «Требования к форме».
Кроме того, в стандарте должно быть явно указано, что требования к форме отчёта об оценке, изложенные в данном стандарте, являются исчерпывающими и не могут быть расширены в иных стандартах, а все иные требования к отчётам об оценке, которые в них изложены к требованиям к форме не относятся и не могут быть рассмотрены как таковые.
Сами же требования к форме отчёта должны быть изложены строго таким образом, который гарантирует однозначность их понимания не квалифицированным пользователем и исключает любую субъективность в толковании. Буквально по признаку «имеется / не имеется» (если «имеется», то требование к форме выполнено). Таким образом, вопрос о соответствии формы отчёта законодательству должен исключать его решение с привлечением субъектов со специальными познаниями.
Соответственно, это исключит первый известный вопрос суда экспертам «Соответствует ли отчёт об оценке действующему законодательству?». Такую проверку сможет производить, как заказчик — потребитель, так и любой судья самостоятельно.
В результате, рассмотрение отчёта в суде будет происходить исключительно по содержанию — вопрос достоверности результата.
Иных вариантов конкретного решения вопроса допустимости отчёта я не вижу.