ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ РАССМОТРЕНИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОЦЕНЩИКОВ ЖАЛОБ НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ИХ ЧЛЕНОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ИМИ ФУНКЦИЙ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ ФУНКЦИЯМИ ОЦЕНЩИКА, НО СВЯЗАННЫХ С НЕОБХОДИМОСТЬЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ 135-ФЗ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОЦЕНКИ И ИНЫХ НЕОБХОДИМЫХ НОРМ

1. Действующие нормы Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при буквальном их прочтении предусматривают
a. не контроль со стороны СРОО за соблюдением требований указанного Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности правил деловой и профессиональной этики членами СРОО в узком смысле, т.е. только при выполнении ими исключительно функций субъектов оценочной деятельности — оценщиков — в процессе подготовки отчётов об оценке,
b. а контроль в широком смысле — за соблюдением указанных норм членами СРОО (ключевые слова – не «оценщик», а «член СРОО») вне зависимости от функции, которую они выполняют в условиях необходимости выполнения требований указанного Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности правил деловой и профессиональной этики.
2. Принципиальным является необходимость соблюдения членом СРОО указанных требований вне зависимости от выполняемой им функции.
3. В частности, в соответствии с п. 45 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 года) необходимость выполнения требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», обязательных для применения федеральных стандартов оценки и иных нормативных правовых актов установлена для случая выполнения членами СРОО функций судебных экспертов: «Заключение эксперта, содержащее вывод о стоимости возмещения изымаемого для государственных нужд земельного участка с учетом его рыночной стоимости, выполненное с нарушением требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», обязательных для применения федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов, не может быть признано достоверным доказательством определения размера возмещения за изымаемое для государственных нужд имущество».
4. При этом под «выполнением требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», обязательных для применения федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов» следует понимать именно полное выполнение этих требований за исключением норм прямо входящих в противоречие с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (см., например, мнение к.ю.н. В. Савиных – прилагается) .
5. Действующее законодательство не содержит иммунитета судебных экспертов от мер дисциплинарного воздействия со стороны саморегулируемых организаций (не только обязательных, но и добровольных), в которых они состоят.
6. В соответствии с принципом применения законодательства по аналогии (ст. 6 ГК РФ), помимо выполнения функций судебного эксперта, требования Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности правил деловой и профессиональной этики членами СРОО должны исполняться при выполнении любых функций, связанных с определением рыночной и/или иной стоимости, определения которых даны в Федеральном законе от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартах оценки. К таким функциям можно отнести функции (до)следственного эксперта, страхового сюрвейера, стоимостного консультанта и т.д., осуществляемые на основании договоров иных, нежели договор на оценку, или по иным законным основаниям, включая трудовые соглашения.
7. Таким образом, представляется, что имеются все необходимые и достаточные основания для привлечения к дисциплинарной ответственности членов СРОО, нарушающих требования Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности правил деловой и профессиональной этики членами СРОО в процессе выполнения ими функций судебных экспертов.
8. Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности члена СРОО, нарушающего требования Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики членами СРОО в процессе выполнения им функций судебного эксперта могут являться результаты внеплановой проверки, проводимой СРОО по жалобе лица, «содержащей доводы заявителя относительно того, как действия (бездействие) члена саморегулируемой организации оценщиков нарушают или могут нарушить права заявителя» (Ст. 24.3. требования Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
9. Одновременно, существует обязанность СРОО рассмотреть такую жалобу, что прямо вытекает из приведённых выше соображений. Отказ в рассмотрении такой жалобы может быть обжалован в судебном порядке, а также во внесудебном порядке в Апелляционном органе Союза Саморегулируемых Организаций Оценщиков (национальное объединение).
10. Хотя, по нашему мнению, для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) членов СРОО в процессе выполнения ими функций судебных экспертов и иных функций, указанных выше, и применения к членам СРОО законных мер дисциплинарного воздействия никаких препятствий не имеется уже в настоящее время, для чёткого и однозначного закрепления требования о необходимости выполнения требований Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности правил деловой и профессиональной этики членами СРОО в процессе выполнения ими функций судебных экспертов, (до)следственных экспертов, стоимостных консультантов и иных уместных случаях предлагается определить нарушение указанных требований при выполнении членом СРОО указанных функций нарушением правил профессиональной этики, которое может повлечь применение мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных законом.
11. Для этого требуется разработка единого для всех СРОО – членов Союза СОО Кодекса этики и принятие его Союзом СОО. После принятия этого Кодекса этики действие кодексов этики отдельных СРОО должно быть прекращено.

Скачать полностью. МНЕНИЕ О ЖАЛОБАХ НА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТАХ В СРОО