Слуцкий А.А. Справочники «оценок толпы»

Собственно, справочники корректировок, которые у нас по дури именуются «экспертными», никакими экспертными не являются по той простой причине, что оценщики, как таковые, не являются специалистами по тем вопросам, на которые они дают ответы.
Они являлись бы таковыми при условии наличия соответствующего опыта. Например, если бы кто то в своей предыдущей практике хотя бы раз 20 посчитал некоторую корректировку на основании рыночных данных, то он (исключительно для краткости исследования) мог бы быть экспертом, указав интервал тех значений, которые он наблюдал. Но никто из участников опроса, именуемого «экспертным» этого не делал никогда в жизни. Ибо если бы делал, то мог бы просто показать свои результаты. Их надо было бы обобщить и получить результаты мета уровня — наивысшего уровня доказательности. Тогда бы оценка была на уровне хотя бы не ниже уровня медицины, где даже экспертные мнения отдельных специалистов являются всего лишь минимально приемлемым уровнем доказательности (поинтересуйтесь, что такое «доказательная медицина» — очень на оценку похоже).
Так чем же тогда являются эти опросы фактически (при условии, что они производятся реально, а результаты не являются просто выдуманными, предположения о чём тоже есть в отношении отдельных источников)?
Некоторая и совсем НЕ научная, а житейская, бытовая, обыденная (не научная, но не обязательно ложная) основа у них есть. Она именуется «мудростью толпы». Именно в кавычках.
Цитата: «Еще Аристотель в 350 г. до н.э писал в «Политике»:
«Возможно, что многие, хоть по отдельности и не хорошие люди, но когда они соберутся вместе, могут быть лучше, не индивидуально, а коллективно, точно так же, как общественные обеды, в которые многие вносят свой вклад, лучше, чем если бы поставлялся за счет одного человека»».
Здесь ключевые слова «возможно» и «могут», т.е. возможно, что могут, а возможно, что и не могут; возможно, что лучше, а возможно, что и хуже. Примеры то у всех в голове имеются, а психология толпы — уж очень мутная тема.
Яркий пример «оценки толпой» — сайт transfermarkt.de, на котором дважды в год котируются профессиональные футболисты. Но подчёркивается, что эти котировки — принципиально не market value.
Соответственно, надо прекращать именовать всем известные справочники «экспертными». Правильное определение их — Справочники оценок параметров оценки толпой на обыденном (не научном уровне). Иное — заведомое введение в заблуждение.
И ссылочка.
Коллективный разум — как толпа может предсказать почти все. Блог компании VDSina.ru, https://habr.com/ru/company/vdsina/blog/525752/?fbclid=IwAR2i7Q5ZntkmGnv730L3Rs__zmCC17b1UzcptGk_lScQgoD3yE9i2i8SrUg