О критических количествах корректировок при оценке сравнением

Ни для кого не секрет, что основой профессиональной оценочной деятельности является метод сравнения по аналогии.

 

«Аналогия — метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного при рассмотрении какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный, но схожий с первым объектом по каким-то существенным свойствам.

Метод аналогии основывается на сходстве предметов по ряду каких-либо признаков, причем сходство устанавливается в результате сравнения предметов между собой.

Таким образом, в основе метода аналогии лежит метод сравнения» [1].

 

В основании аналогии лежит сходство – отношение между объектами, состоящее в наличии у рассматриваемых объектов общих признаков. При этом,

 

«Сходство предметов определяется:

1) числом общих признаков у предметов;

2) степенью существенности этих признаков.

Чем больше общих признаков и чем более они существенны, тем более сходны эти объекты» [2].

 

Между тем, аналогия бывает

  1. Строгая, которая дает достоверное заключение;
  2. Нестрогая, дающая вероятное заключение;
  3. Ложная, дающая ложное заключение [3].

 

При этом

В строгой (или научной) аналогии имеется необходимая связь между ними, т.е. какие-то общие признаки сходства однозначно детерминируют наличие переносимого признака у предметов. Строгая аналогия гарантирует, что при истинных посылках мы получим истинное заключение. Но это обеспечивается не формой умозаключения (как это происходит в случае дедуктивных умозаключений), а спецификой исследуемой области.

Применение строгой аналогии возможно только в достаточно развитых областях знания, где существует теория, объясняющая связь признаков P1, P2, …, Pn с переносимым признаком Q.

Нестрогая (или популярная) аналогия строится без дополнительного анализа того, по каким признакам, существенным или нет, устанавливается подобие предметов, а также без учёта того, имеется ли связь между общими признаками и переносимым признаком.

В нестрогой аналогии случайное сходство (или сходство по несущественным признакам) между двумя предметами может послужить основанием переноса интересующего нас свойства.

Используемые в повседневной жизни такие аналогии, будучи поверхностными, часто оказываются несостоятельными, ложными.[4]

 

Важнейшей для оценки функцией аналогии является доказательная функция.

 

« … однако, доказательная функция у нестрогой аналогии слабая, иногда даже говорят: «Аналогия не доказательство», тем не менее строгая аналогия … может выступать в качестве доказательства или же по крайней мере в качестве аргументации, приближающейся к доказательству» [5].

 

В этой связи, обоснование доказательности оценки стоимости, полученной с использованием сравнения по аналогии – первостепенная задача методологии оценочной деятельности.

При условии, что имеются все основания считать, что признаки различия между объектом оценки и объектом – аналогом

  1. являются именно существенными, т.е. оказывают влияние на стоимость;
  2. это влияние реализуется с необходимостью, т.е. это формально доказано с помощью релевантных методов исследования;

первостепенными становятся вопросы о том,

  1. при каком количестве таких признаков аналогию можно считать строгой,
  2. при каком количестве таких признаков строгость аналогии уже находится под вопросом,
  3. при каком количестве таких признаков вероятность ложности аналогии является не приемлемой для практики оценки, поскольку доказательная сила аналогии уже отсутствует.

В частности,

  1. не вызывает сомнений строгость аналогии двух идентичных объектов, не имеющих различий. При этом, если один из них имеет известную цену 100, то и второй имеет стоимость 100;
  2. не вызывает сомнения строгость вывода по аналогии о том, что разница в ценах двух объектов, различающихся только площадью, объясняется именно различием в площадях;
  3. и т.д.

Однако, по нашему мнению, вызывает серьёзные опасения строгость аналогии при сопоставлении объектов, различающихся по 7 – 8 – 9 признакам, на различие в которых осуществляются корректировки.

Представляется, что разрешение этих вопросов может быть получено путём опроса экспертов – методологов.

[1] studopedia.ru, Аналогия https://studopedia.ru/5_60116_analogiya.html#:~:text=Аналогия—%20метод%20познания%2C%20при%20котором,объектом%20по%20каким-то%20существенным%20свойствам

[2] Томова А. (2020), Умозаключение по аналогии, Философская антропология, https://cyberleninka.ru/article/n/analogiya

[3] Аналогия, Новейший философский словарь https://gufo.me/dict/philosophy/%D0%90%D0%9D%D0%90%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF

[4] Томова А. (2020), Умозаключение по аналогии, Философская антропология, https://cyberleninka.ru/article/n/analogiya

[5] Аналогия, Новейший философский словарь https://gufo.me/dict/philosophy/%D0%90%D0%9D%D0%90%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF